Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная психология и педагогика- это динамичные области теории и практики. Это требует продолжения практических исследований, направленных на накопление новейших достоверных данных о человеческом развитии, об эффективных методах обучения, о том, как наиболее эффективно выстраивать взаимодействие между учеником и учителем.
Соответственно, актуальны представления о психолого-педагогических исследованиях: о том, как правильно планировать эти исследования, какие методы позволяют проводить исследования максимально продуктивно, получая при этом наиболее достоверные знания.
На основе знаний, полученных в ходе психолого-педагогических исследований, в дальнейшем строится практика деятельности конкретных специалистов и образовательных учреждений в целом.
Психолого-педагогическое исследование может включать в себя ряд этапов:
- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и целей исследования;
- теоретический анализ информации, доступной как в современной теории, так и в истории науки;
-организация экспериментального исследования;
- литературное осмысление полученных результатов и окончательное определение предмета, проблемы, цели, объекта, гипотезы и целей исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.
Таким образом, умение проводить психолого-педагогические исследования можно считать одним из важных профессиональных качеств специалиста, работающего в сфере образования.
Эти исследования могут носить как целенаправленный, так и ориентированный на конкретные практические цели характер.
Объект исследования - психолого-педагогическое исследование
Предмет исследования – основные этапы психолого-педагогического исследования
Цель исследования - изучить особенности проведения психолого-педагогического исследования
Задачи исследования:
- раскрыть сущность психолого-педагогического исследования
-рассмотреть методологические принципы психолого-педагогического исследования
-раскрыть основные этапы проведения исследования
-рассмотреть проблематику проведения психолого-педагогического исследования
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Понятие о психолого-педагогическом исследовании
Из-за сложности и многоплановости педагогического процесса в образовании необходимо изучать самые разные предметы и темы.
Важное место занимают психологические исследования, в которых исследуются эффективные механизмы психического развития учащихся, психологической реабилитации, преумножения их творческого потенциала, исследуются условия самореализации и определяются исходные позиции для личностно-ориентированного и индивидуального подходов, для контроля результатов обучения и воспитания.
Так или иначе, практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, несут в себе комплексный психолого-педагогический подход.
Это всегда воспитание целостной и разносторонней личности, формирование убеждений, развитие воли, учет индивидуальных особенностей.
Педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: это педагогический процесс, обучение и воспитание, организация и управление процессом, в котором обязательно участвуют учитель и ученик, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Важно отметить еще один нюанс. Стандартные известные психологические подходы, методы и приемы могут быть использованы для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. В этом случае исследование лучше определить как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если в процессе исследования происходит поиск индивидуализированных, личностно ориентированных или работающих в команде позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени самореализации), исследование становится психолого-педагогическим.
Что становится основой для исследования? В основе любой проблемы лежит некое противоречие, которое требует поиска решения, чаще всего гармоничного. Сама проблема должна быть актуальной и актуальной (то есть она еще не решена). Среди методологических и теоретических исследовательских проблем, связанных с образовательным процессом, можно выделить следующие :
1) соотношение философских, социальных, психологических и
педагогические модели и подходы к определению теоретических основ (концепций) и решению основных задач педагогической деятельности, выбору направлений и принципов развития образовательных учреждений;
2)методы отбора и включения в психолого-педагогическое исследование подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);
3) специфика психолого-педагогических систем: воспитательной, воспитательной, коррекционной, профилактической, лечебно-оздоровительной и др.;
4) соотношение глобального, Общероссийского, регионального,
местные (локальные) интересы и условия в проектировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
5) учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
6)взаимосвязь и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, инноваций и традиций в образовании;
7) критерии успешной учебной работы, развития личности учащихся в определенных типах образовательных учреждений;
8) методика и технология педагогического проектирования (на уровне субъекта, образовательного учреждения, образовательной системы города, района, области и т. д.);
9) методы правильного проектирования и эффективного выполнения всех этапов исследования.
Среди прикладных (практических) проблем можно выделить следующие:
1) возможности развития современных методологических систем;
2) гуманитарное образование и духовный мир учителя;
3) пути и условия интеграции гуманитарного и научного образования в среднюю школу;
4) Здоровье экономичных технологий в процессе обучения;
5) возможности для развития новых информационных технологий;
6) сравнительная эффективность современных систем обучения для разных категорий учащихся;
7) традиции преподавания и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использование в современных условиях;
8) формирование образовательной системы школы (или другого образовательного учреждения):
9) школа в системе социального образования и профессиональной подготовки;
10) педагогические возможности "открытой" школы ;
11) семья в системе социального воспитания;
12) подростковый (молодежный) клуб как основа для развития внеклассных интересов и способностей;
13) традиции народной педагогики в образовании;
14) роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия учителей с неформальными структурами.
Разумеется, этот перечень далеко не полный, но он предполагает наличие других серьезных и актуальных проблем, в частности в том, что касается управления образованием, улучшения его инфраструктуры и его элементы, проблемы профессиональной подготовки, проблемы, связанные с реализацией идеи непрерывного образования и т.д.
1.2.Методологические принципы психолого-педагогического исследования
Успех любого исследования во многом определяется общими и конкретными научными подходами и принципами, составляющими содержание общей и специальной (психолого-педагогической) научной методологии. Эти принципы составляют основу методологической культуры учителя или психолога-исследователя.
Принципы и требования исследования играют особенно важную роль в методологических знаниях. Они как бы соединяют теорию и практику в единый поток, дают практике научно обоснованные ориентиры.
Различие между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и подробное научное обоснование (отражать способы достижения социальных целей с учетом объективных закономерностей) и быть более обобщенным (применяться для изучения всех ситуаций в этой области).
Принцип всегда является обязательным для исполнения. Требование может также применяться к изучению части педагогических или психолого-педагогических ситуаций и не быть столь глубоко обоснованным с теоретической точки зрения. Как правило, особые требования вытекают из принципа, но их применение в значительной степени продиктовано особенностями ситуации, допускаются определенные исключения из общих правил или даже несоблюдение определенных требований с учетом конкретных обстоятельств.
Остановимся, прежде всего, на использовании общенаучных принципов в психолого-педагогических исследованиях. Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.
Он выражается в всестороннем учете факторов, порождающих явление, условий, в которых они развиваются, подходов к исследованию и средств, позволяющих получить истинное знание об объекте, подразумевает исключение субъективности, односторонности и предвзятости в выборе и оценке.
Например, в психологических исследованиях это становится возможным благодаря тому, что знание психических явлений достигается путем косвенного изучения и анализа их объективных проявлений в процессе деятельности, в поведении, в продуктах деятельности, в общении. Это также вытекает из общего методологического принципа единства сознания и деятельности.[1]
Другим методологическим принципом является принцип предметного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, частного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей их целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению и от него к прогнозированию развития явлений и педагогических процессов.
Для психолого-педагогических и психологических исследований важно соблюдение генетического принципа, суть которого заключается в учете изучаемого факта или явления на основе анализа условий его возникновения, дальнейшего развития, выявления моментов изменения уровня функционирования к другому (качественно иному), например. При организации психологических исследований следует учитывать тот факт, что сами психические явления постоянно меняются.
Генетический метод проявляется не только в том, что исследуется механизм возникновения уже установленных психических свойств, но и в том, что выявляются закономерности во вновь зарождающихся особенностях психики детей. Это позволяет предвидеть возможности развития, целенаправленно организовывать образовательный процесс в школе.
Генетический подход также связан с принципом логического и исторического единства, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структура, функции, связи объекта в его текущем состоянии), а также перспективы его развития.
Исторический анализ возможен только с точки зрения определенной научной концепции, на основе представлений о строении и функциях определенных элементов и отношений, а теоретический анализ безуспешен без изучения генезиса (происхождения, образования) объекта.
Следовательно, различие между историко-педагогическими исследованиями и теоретико-педагогическими исследованиями заключается только в сосредоточении внимания на том или ином аспекте единого исследовательского подхода.[2]
Если есть поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллективных позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала человека и степени его реализации), исследование становится действительно психолого-педагогическим.
Системный подход основан на том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается характеристиками составляющих его элементов, а в первую очередь связана с характером взаимодействия между элементами. Таким образом, ставится задача познания природы и механизма этих связей и отношений, в частности отношений между человеком и обществом, людьми в рамках определенного сообщества.
Особое внимание следует уделить необходимости целостного подхода к системам образования – другими словами, соблюдению принципа честности в обучении.
Структуру обучения и воспитания можно охарактеризовать как динамичную, развитие которой определяется постоянной сменой состояний дисбаланса и относительного равновесия ее противоположных внутренних сил и тенденций, которые невозможно понять и тем более повлиять на их развитие изолированно.
В психолого-педагогических исследованиях систематически должен воплощаться принцип сочетания бытия и долга (В. В. Краевский). Этот принцип заключается в обязательной корреляции между планом блага и планом существенного (существенного), пояснительными и прогностическими элементами каждого исследования, что не исключает возможности исследований, в которых одна из сторон или функций выступает в качестве ведущего. [3]
Активный подход в психологических и психолого-педагогических исследованиях также является специфически научным методологическим принципом. Деятельностный подход выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методологии и интерпретации содержания своих работ.
Суть деятельностного подхода заключается в том, что изучается реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, что обеспечивает решение определенных жизненных задач. Применительно к проблемам обучения деятельностный подход означает выявление и описание способов действий в деятельности, которые должны привести к раскрытию содержания понятия в изучаемом учебном материале и полному усвоению соответствующих знаний.
Психолого-педагогическое исследование (за исключением чисто теоретического) обычно вписывается, вплетается в реальный процесс обучения и воспитания. Такое психолого-педагогическое исследование должно отвечать требованию единства исследований и практики преподавания и воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, Ю.В. Научно-исследовательские работы: Курсовые, дипломные, диссертации: общая методология, методика подготовки и оформления : учеб, пособие / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, Н.С. Никитина. — М.: Ассоциация строительных вузов, 2021. — 120 с.
2. Андреев, Г.И. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. — М. : Финансы и статистика, 2020. — 272 с.
3. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование / А.Ф. Ануфриев.— М. : Ось-89,2018.—112 с.
4. Бойко, Т.С. Научные работы: учеб.-метод, пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей / Т.С. Бойко, Ю.В. Рожков. — Хабаровск : Изд-во ХГАЭП, 2019. — 76 с.
5. Борытко, НМ. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб, пособие / Н.М. Борытко А.В. Моложавснко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. — М. : Академия, 2018. — 320 с.
6. Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина., 2017. —423 с.
7. Вершловский, С.Г. Метод наблюдения в педагогическом исследовании : учеб, пособие / С.Г. Вершловский. — СПб., 2021. — 60 с.
8. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования : учеб, пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. — М.: Академический проект, 2020. — 382 с.
9. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. — М.: Прогресс, 2019. —496 с.
10. Горбатов, Д.С. Общепсихологический практикум : учеб, пособие для академического бакалавриата / Д.С. Горбатов.— 2-е изд., перераб. И доп., 2018. — 307 с.